Эра мобильных устройств, вдохновленная компаниями Apple и Google, ведет к наиболее значительному изменению потребительского поведения за последние 40 лет. Темп восприятия мобильных технологий даже выше, чем у ПК во время технической революции 1980-х или Интернета в 1990-х. С 2007 по 2012 год были активированы более миллиарда устройств под управлением iOS и Android. Для сравнения, в период между 1981 и 2000 годами было продано около 800 миллионов ПК. Это означает, что устройства на основе iOS и Android распространяются более чем в 4 раза быстрее, чем в свое время ПК.
В большинстве своем смартфоны и планшетники изначально поддерживают широкополосные каналы связи, что позволяет им сочетать лучшее из миров «железа» и «облачных технологий». Интернет, служивший для соединения уже установленной базы ПК, к концу 2001 года вырос до 495 миллионов пользователей (по данным Международного союза телекоммуникаций). Учитывая, что коммерческий рост Интернета начался в 1996, устройства с iOS и Android показывают вдвое более быстрый рост на протяжении первых пяти лет коммерческой эксплуатации (Интернет 1996-2001 против гаджетов 2007-2012).
И сверх этого гигантского количества устройств, составляющих стремительно растущую базу iOS и Android, уже сейчас загружены из App Store и Google Play и установлены около 40 миллиардов приложений. Люди все чаще предпочитают получать доступ к информации в сети через приложения для мобильных устройств, а не через традиционный браузер на ПК. Прошлым летом Flurry опубликовали отчет, показывающий, что впервые пользователи смартфонов стали тратить больше времени на работу с мобильными приложениями, чем на серфинг в сети. И при сборе свежих данных аналитики Flurry обнаружили, что этот разрыв увеличивается. Давайте посмотрим на цифры.
График демонстрирует, как изменялось ежедневное интерактивное потребление на протяжении 18 месяцев. Учитывается серфинг в сети (как на ПК, так и на мобильных устройствах) и мобильные приложения. Что касается веб-серфинга (зеленый цвет на графике), были использованы открытые данные comScore и Alexa. Использование мобильных приложений (синий цвет на графике) отмечалось по данным системы Flurry Analytics, способной отслеживать анонимные сессии в более чем 140 000 приложений. Мы считаем, что охватили примерно треть активности в мобильных приложениях, так что было произведено соответствующее масштабирование.
Со времени первого анализа, проведенного в июне 2011, время, проводимое в мобильных приложениях, возросло. Пользователи смартфонов и планшетников теперь проводят в них более полутора часов в день. А вот время, проведенное за просмотром сайтов в сети, сократилось с 74 до 72 минут в день. Похоже, пользователи заменяют сайты приложениями, которыми, возможно, удобнее пользоваться.
Наш анализ показывает, что сегодня люди проводят в «обычной» сети еще меньше времени, чем они проводили там летом 2011 года. И во многом это обусловлено уменьшением времени, которое проводится на Facebook с использованием обычного браузера. В июне средний пользователь Facebook проводил на этом сайте около 33 минут в день. Сейчас это время сократилось до 24 минут. Время, проведенное в сети вне Facebook, с июня по декабрь 2011 года увеличилось на 2%.
Анализ также показывает, что люди все больше и больше времени проводят в приложениях. На самом деле, время, проведенное и в вебе и в приложениях, растет, так как люди ведут более «цифровой» образ жизни. Но этот рост обеспечивается в основном приложениями. При этом увеличение времени, проводимого в приложениях, замедляется – от более 23% с декабря 2010 по июнь 2011 до немногим более 15% с июня по декабрь 2011. Рост в основном обусловлен увеличением количества сессий, а не их длины. Потребители используют приложения более часто.
Facebook и рынок мобильных приложений
На основе нашего анализа, мы считаем, что пользователи Facebook и других сайтов все чаще предпочитают пользоваться их услугами через мобильные приложения, а не браузер на ПК. Nielsen недавно сообщили, что Facebook является наиболее часто используемым приложением среди потребителей в возрасте от 14 до 44 лет, обходя по популярности даже предустановленные приложения от Google. Кроме того, приложение Facebook Messenger занимало первую строчку в списке наиболее часто загружаемых приложений хотя бы раз в более чем 100 различных странах App Store в течение 2011 года. В США, наибольшем рынке App Store, приложение Facebook Messenger было на первом месте по популярности большую часть праздничной недели, в течение которой совершается больше покупок, чем в течение любых других 7 дней в году.
С приходом Facebook к HTML5 с «Project Spartan», благодаря которому приложения, разработанные для платформы Facebook,смогут запускаться поверх самого приложения Facebook, начинают обостряться отношения с Apple. И в то время, пока Apple и Google борются за потребителей при помощи операционных систем и устройств, Facebook показывает, что может удерживать пользователей на уровне программного обеспечения, используя возможности социальной сети на различных платформах.
Facebook и Google уже ввязались в битву за потребителей в сети: Facebook уже несколько лет постепенно «надкусывает» доли рынка, принадлежащие поисковому гиганту. И как только Google решили выйти на поле социальных сетей с Google Plus, кругами и другими сервисами, Facebook добавили новые возможности вроде новостных фидов, еще больше привязывающих пользователей к сервису и убирающих необходимость пользоваться поисковиком для обнаружения контента. Apple, в свою очередь, запустили сервис iCloud, позволяющий потребителям хранить персональный контент, музыку и контакты; а также обеспечивающий глубокую интеграцию с социальным сервисом Twitter.
Наиболее востребованной категорией приложений у Facebook, iOS и Android остаются игры. И Facebook продолжает борьбу на этом фронте, хотя iOS и Android довольно эффективно набрали пользователей на сторону мобильных приложений в противостоянии с веб-платформами.
Игры и социальные сети – наиболее используемые мобильные приложения
Учитывая рост использования мобильных приложений, Flurry решили дополнительно изучить, какие же категории приложений занимают время потребителей. Результаты – ниже.
График явно показывает, что значительным преимуществом обладают игры и социальные сети. Потребители тратят почти половину всего времени на игры, и около трети – на приложения социальных сетей. Учтите, что Flurry не учитывали использование Facebook, так что доля социальных сетей на самом деле еще больше. Вместе эти две категории приложений занимают 79% всего времени, что потребитель проводит за мобильными приложениями. Это разделение позволяет наглядно предположить популярность Facebook как лидирующей социальной сети, а также оценить важность контроля категории игр на каждой из платформ. Если углубиться в анализ, то мы обнаружим, что пользователи не только чаще используют программы из этих двух категорий, но и проводят в них в среднем больше времени, чем в приложениях из других категорий.
Как ни разделяй, а игры и социальные сети сейчас представляют наиболее захватывающий опыт, как в вебе, так и в мобильном секторе. И они же устанавливают правила борьбы за управление отношениями с потребителем для всех платформ и их владельцев.